Детский сад "Росинка" - Опыт работы. Работа с дошкольниками по ФЭМП
Главная | Регистрация | Вход | RSSВоскресенье, 23.11.2014, 11:08

Детский сад "Росинка"

Меню сайта
Наш опрос
Вам нравится д/c
Всего ответов: 79
Статистика

Онлайн всего: 0
Гостей: 0
Пользователей: 0

Опыт работы. Работа с дошкольниками по ФЭМП


Работа с дошкольниками

по ФЭМП

Из опыта работы

воспитателя 1 кв. категории

Саввиной Ольги Николаевны

     В настоящее время никто не сомневается, что работу по формированию элементарных математических представлений  (ФЭМП) с детьми надо начинать в раннем возрасте. Выявление отставания в развитии мышления представляется весьма сложным процессом. Однако до сих пор работа по ФЭМП с дошкольниками в ряде случаев имеет ситуативный характер, осуществляется без учета конкретных данных системного процесса.
     Умственное развитие ребенка взаимосвязано со всеми сторонами психического развития, поэтому ФЭМП (развитие памяти, внимания, мышления) должно быть в центре внимания ДОУ. Для ФЭМП недостаточно одних биологических предпосылок, нужна систематическая работа в этом направлении.
    Ведущим видом деятельности ребенка дошкольного возраста является игра, которая создает у ребенка положительный настрой, вводит ребенка в мир знаний. Ведь в игре взрослый не осуществляет прямого обучения, способного затормозить или отрицательно повлиять на  самостоятельность ребенка в выборе  методов и способов  выполнения математических заданий. Взрослый в игре создает ситуацию содружества, поэтому каждое правильное решение ребенок осознает как собственную «победу».
     Усвоение математических представлений тесно связано с овладением речью и развитием мыслительных процессов. Ребенок постепенно учится объяснять ход выполнения заданий. Но только регулярные занятия научат ребенка управлять своим вниманием, помогут увеличить объем памяти, улучшат зрительное восприятие. По мере развития любознательности, познавательных интересов мышление все шире используется для познания окружающего мира.
   Таким образом, ФЭМП интегрирует с такими направлениями, как  развитие речи (коммуникация), окружающий мир, конструирование (познание), аппликация (художественное творчество), ручной труд (труд).
    Навыки и умения по ФЭМП (правильное выражение своих мыслей, решение несложных логических задач, нахождение закономерностей, сравнение, обобщение, анализ) помогут ребенку чувствовать себя в школе уверенно и свободно, а это – залог хорошей учебы.
    Для предупреждения и преодоления трудностей в работе по ФЭМП не обойтись без помощи родителей. Необходимо вести параллельно работу с детьми и родителями. Проблеме взаимодействия с родителями посвящены работы Т.Н. Дроновой «Дошкольное учреждение и семья -  единое пространство для детского развития», Е.П. Арнаутовой  «Педагог и семья», А.М. Щипицина «Азбука общения».
     В своей работе   я использую различные формы взаимодействия с семьей:
- рекомендации для родителей («Мама, прочти», «Наша реклама»);
- консультации («А вы знаете, что…», «Это интересно»)
-анкетирование родителей
- дискуссии («Как знакомить ребенка с математикой»)
- беседы («Рецепты успеха»)
- памятки («Как правильно играть?»)
- круглые столы («Деловая игра»)
- групповые встречи («Ну-ка, дети, за работу»)
- Дни открытых дверей
- семинары-практикумы («Мальчишки и девчонки, а также их родители»)
- досуги, проводимые с родителями («Я - математик», «Сто затей для ста друзей», «Страна познания»)
     В работе с детьми очень помогают такие игры, как
- «Найди фрукты и овощи
-«У кого такой же?»
- «Что забыл нарисовать художник?»
-«Помоги добраться»
-«Что перепутал художник»
-«Что сначала – что потом?»
- «Найди отличия»
-«Найди лишний предмет»
- «Найди закономерность и продолжи узор»
- «Найди закономерность и нарисуй недостающий предмет»
Работая с детьми, часто провожу интегрированные занятия в нетрадиционной форме, а именно: математические соревнования «Считалки», «Крестики и нолики», викторины «Чтобы дети не дремали»,  «Турнир любознательных».
В группе создала картотеку дидактических игр для дошкольников, уголок математики, два раза в год провожу мониторинг овладения детьми знаниями, навыками и умениями по ФЭМП.
Для повышения профессионализма я регулярно посещаю курсы повышения квалификации,  районные методические объединения, обмениваюсь опытом работы с коллегами на открытых занятиях внутри ДОУ.
            Работая по теме самообразования «Интеллектуально-познавательное развитие  детей дошкольного возраста», мною была изучена следующая методическая литература:
-Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников: Пособие для воспитателя дет. сада.- М.: Просвещение, 1985.
-Чутко Н.Я. Учебная деятельность: знакомая и незнакомая. От теории к практике обучения.- Самара: Издательство «Учебная литература», 2005.
- Никитин Б.П. Развивающие игры. М., 1981
-Трутнев В.П. Считай, смекай, отгадывай. М., 1990
- Минскин Е.М. От игры к занятиям. М., 1982
- Выготский Л.С. Лекции по психологии.-СПб,.1999
-Даналдсон М. Мыслительная деятельность детей.- М.,1985
В результате проделанной работы были выявлены следующие результаты: улучшение памяти у детей, развитие внимания, мышления, любознательности, познавательных интересов; дошкольники научились классифицировать предметы, сравнивать, обобщать, анализировать, взаимодействовать со сверстниками, играть по правилам, находить решение проблемной ситуации.
 
 

 

 

                     

 

 

 

 

                     

 

 

 

 

 

                     

 

 

 

 

 

                     

 

 

 

 

 

 

                     

 

 

 

 

                     

 

 

 

 

                     

 

 

Контакты
Адрес: 141200, Россия, Московская область, город Пушкино, Московский проспект, д.48; Телефон: телефон/ факс 580-00-03.
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Ноябрь 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Copyright rosinka.moy.su © 2014
Используются технологии uCoz